Статьи

Статья «Размышления в Великий пост»

Каждый год с приближением весны мы встречаем и время весны духовной – Великий пост. Основной смысл Великого поста заключается, конечно, не в перемене вида и состава пищи, а в том, что человек призывается к пробуждению и обновлению духовному. По своему содержанию Великий пост напоминает историю человечества от сотворения первых людей, их грехопадения и изгнания из Дома Отца Небесного – рая до спасительного и долгожданного момента – воскресения Христа и возвращения Адама и всех праведников в Дом Отчий. Каждый год мы празднуем великий Праздник Пасхи, и его смысл не в том, чтобы освящать куличи, а в том, что через страдание и смерть Иисуса Христа на Кресте, спасение человек от вечной смерти. Великий пост, страстная седмица и сам Праздник Пасхи – это наша жизнь. И то, насколько в ней находится места для Христа, говорит о том, насколько мы христиане. Если для нас основной смысл нашей веры заключается только во внешнем, в освящении нашего жилища, освящении куличей, яблок и меда, то никакие мы не верующие. Очень часто приходится слышать от людей, что Господь не слышит их молитвы, что в жизни мало что меняется, однако мы не можем называть себя верующими только потому, что ставим свечки, пишем записки и в очередной раз взяли крещенской воды.

Вот один краткий отрывок из книги внучки русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова Ирины Головкиной «Лебединая песнь», который очень точно характеризует претензии многих людей к нашему Небесному Отцу: «Она говорит, что потеряла веру, так как Бог был с ней слишком жесток, как будто Бог – работник на нас, обязанный доставить нам процветание за то, что мы не отрицаем Его! О, какое убогое понимание религии!» Восприятие Бога, как исполнителя наших желаний не просто ошибочно – это язычество! Господь не волшебник и кудесник, а любящий Отец, готовый во всем помочь человеку, что принесет ему пользу. Господь себя отдал на служение человеку. Но не служение его страстям и желаниям, а служение спасению человека. Никогда Господь не будет делать то, что приводит человека к погибели, но только то, что приводит человека к жизни!

Признание факта бытия Божия еще не есть вера! Да, мы несовершенны, и нет человека без греха. Но именно потому Господь и пришел на землю – грешных спасать, а не святых. Именно потому и дано нам покаяние. Вера — это осмысленная жизнь с Богом, исполнение Его заповедей. Вера — это молитва и покаяние. Можно откладывать покаяние, как откладывают часто чтение хорошей книги, как откладывают важное дело. Но тогда ничего в нашей жизни не переменится! Если у человека есть возможность начать строить дом, но он всё время откладывает из-за сотен причин, он так и будет всю жизнь маяться по съемным квартирам, без собственного жилья, все время в чужом месте, под чужой крышей, все время не дома.

Очень хочется, чтоб люди перестали торговаться с Богом: вот, Господи, Тебе свечка, записка и 100 рублей, а Ты сделай так, чтобы у меня все было хорошо. Это не вера – это язычество. Нельзя начать семейную жизнь с блуда, а потом спрашивать, почему дети болеют и в семье сплошные беды. Нельзя строить дом на песке, потом удивляться, почему он весь потрескался и едва держится. Нельзя с Богом торговаться, а потом удивляться почему Он нас не слышит. Все наши грехи и ошибки лечатся только покаянием. Не свечками, не деньгами, не освящением предметов и еды, а личным примирением с Богом – Таинством покаяния, личным причастием Христу – Причащения Святых Христовых Тайн. Для сего и особо благорасполагает Великий пост.

Февраль 2018
Иерей Илья Лунгу.

 

Статья «Зачем живет человек? В чем смысл его существования?»

Зачем живет человек? В чем смысл его существования? Его стараний, дел, стремлений? В чем смысл достижений и падений? Почему войны и страдания? В чем смысл добра и милосердия? Откуда взялись зависть и зло, и будет ли когда-нибудь мир и благоденствие на этой земле? Когда же наступит то «светлое будущее», которое пытались построить не только коммунисты, но и многие народы в разные исторические эпохи?
Наверняка, каждый мыслящий человек хоть раз задавал себе подобные вопросы. Каждый ищущий осознавал, что рожден он вовсе не для того, чтобы с утра до ночи работать, потом на заработанные деньги устраиваться в этой жизни, есть, пить и веселиться, и, в конце концов, лечь в сыру землю. Притом финал для всех одинаков, и для бедных и для богатых, и для простых и для знаменитых. У всех на этой земле всё заканчивается одинаково. Так неужели настолько все примитивно и ужасающе бессмысленно? Неужели и дальше, из поколения в поколение, через тысячелетия человек так и не преодолеет зависть, ненависть, зло, болезни и смерть? Если это так, то как же страшно жить в таком мире, как же одинок и беспомощен человек.

А может все несколько иначе? Может мы просто что-то забыли или не учли во всей этой несложной цепочке умозаключений? Ведь существует добро и зло – это очевидно. Это и доказывать не надо. И мы ежедневно сталкиваемся с их проявлением. Мы видим радость и зависть, любовь и ненависть, милосердие и жестокость, равнодушие и сочувствие, милость и жадность, служение и эгоизм, жертвенность и корысть, жизнь и смерть. И ежедневно делаем тот или иной выбор, в пользу того или иного. Эти категории находятся бок о бок в этом мире. Часто существуют одновременно в одном и том же человеке. И человек служит или добру или злу. А часто пытается сделать и то и другое одновременно, точнее служит одному, а другое лишь изображает. Так откуда взялись эти проявления? Почему присущи они человеку? Казалось, одной логики уже было бы достаточно, чтоб не причинять зла себе и другим, чтобы выстроить на земле идеальное общество без войн и ненависти, без страданий и зла. Однако в реальности все иначе.

Несмотря на все попытки людей сквозь века и тысячелетия создать нечто благоустроенное, всюду мы сталкиваемся как со злом, так и с добром, как с милосердием, так и с несправедливостью. В Африканских странах тысячи людей, мужчин, женщин, стариков и детей умирают от жажды и голода. Во многих странах война, на которой также умирают мужчины и женщины, старики и дети. Война и разруха, гуманитарная катастрофа, страх, холод, голод, страдания и смерть. Не вчера, не в прошлом веке, а сегодня. Сейчас пока читаются эти строки, страдают и умирают живые люди. И вчера это было, и завтра будет. И за всем этим исказитель добра и истины, отец лжи – дьявол.

Где же наше место в таком непростом мире? Какова наша роль, каково предназначение, среди страданий этого мира? И прекратятся ли они когда-нибудь? Случится ли то, чего так жаждет человек – мир, радость и отсутствие болезни и смерти. Так вот никакой логики и расчета не хватит для построения идеального мира. Никакой технический прогресс и достижения не уничтожит зло, страдания и смерть. Порой прогресс даже усугубляет эти страдания. А иногда, наоборот, помогает преодолеть болезни и катастрофы. Но ненадолго. Несмотря на все достижения, все же пока слишком мало знаний у человека. И тогда нам остается только одно – память и мудрость.
Нужно вспомнить, что человек не один, что он не брошен, что страдания прекратятся, и дьявол будет побежден. Но не просто так, не сами собой и не при помощи технического прогресса или создания на земле идеального общества. Страдания, зло, болезнь и даже саму смерть отдалит от нас Господь. Наш Создатель. Только нужно проснуться от иллюзий этой жизни и вспомнить о Нем. Нужно стряхнуть с себя тягучее бремя своих все более изощренных желаний и освободить в своем сердце место для Бога. Выйти из непрестанного духовного анабиоза, перестать играть в жизнь, а начать жить по-настоящему. Не играть в игру «Бог в душе», а сделать хоть какое-то усилие для Его познания. И самим стать служителями добра и света.

Но что мы знаем о Боге? Что мы знаем о нашем Творце, который непрестанно о нас заботится? Что мы вообще знаем о вере? О храме и таинствах Церкви? Знаем, как записку написать о здравии или об упокоении. Знаем, как свечку поставить, крестное знамение сотворить. Знаем, когда Рождество и Крещение. Знаем, когда освящать мед, виноград, яблоки, куличи и пасочки. Пожалуй, всё. К этим, прямо сказать, небольшим познаниям прибавляется целый ворох суеверий и мелких знаний, которые не только бессмысленны, но вредны и греховны. Вот и прячемся мы за этими обрядами, прячемся за свечками, записками, за виноградом и куличами, и за краткими забегами в храм. Это в лучшем случае. Большинство и в храм не заходят. Прячутся от Бога всю жизнь, всякий раз находят серьезный повод и изобретают веский аргумент, почему им некогда. А мучающую совесть, духовную тоску и жажду пытаются утолить развлечениями и телевизором, работой и удовлетворением все более возрастающих потребностей. В том время как душа может найти покой только в том, что вечно. И только в соприкосновении с этим вечным и божественным находит она покой и радость. Именно при условии непрестанной связи с Богом покидают человека страх и тревога, и приходит мир. Только с Вечным Богом возможно для человека спасение. Что же должно произойти, чтобы мы, наконец, вспомнили о Боге и покаянии. Неужели только бедствия и катаклизмы могут разбудить совесть человека? До того огрубели наши духовные чувства, что только страдания одни и могут напомнить нам о нашем Создателе? В этой жизни мы гости. Нам отведено время для нашего личного участия в будущей жизни. И к чему себя человек уготовит, то он и получит. Кому служить будет, с тем и в вечности будет.
Пусть каждый найдет время, чтоб остановиться в этой постоянной гонке. Пусть каждый снова и снова задает себе сложные вопросы и тормошит свою совесть. Пусть каждый вспомнит о своем Создателе и принесет ему свое раскаяние и благодарность. Пусть каждый внимательно рассмотрит свой крестик на груди и увидит на нем за нас распятого Христа Спасителя. Дорогой ценой заплачено за освобождение наших драгоценных для Господа душ. Взгляните вокруг и обратите свое милосердие на страждущих и обездоленных, на тех, кому нужна помощь и поддержка, утешение и любовь. Распрямите плечи, раскройте душу, принесите покаяние. Вытрите слезы страждущих, ободрите унывающих, накормите голодных, поддержите старость и болезнь. Ищите покой и отраду в Боге, и Господь исполнит прошение страждущих и ищущих. Среди тысяч дел и моря суеты найдите время и место для Того, Кто создал нас и умер за нас. Для Того, кто Один только и может дать человеку покой и радость. Идите в храм, отбросив все сомнения и страхи. Не оглядывайтесь на сплетни и перешептывания. Никто из тех, кто за спиной, не даст вам того, что дает Христос. Идите не для того, чтоб свечку поставить или записку написать, а в первую очередь, для покаяния. Для радостной встречи со Христом Спасителем нашим! Для покаяния и благодарности.

Март 2017
Иерей Илья Лунгу.

Статья — размышление «Подготовка к исповеди и причастию»

ПричастиеПеред Причастием традиционно принято читать 3 канона — Покаянный Господу Иисусу, Молебный ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу Хранителю. Затем читается само Последование ко Святому Причащению.
Однако, нужно помнить, что важнейшим составляющим при подготовке к Причастию является покаяние перед Господом и примирение. Ни в коем случае нельзя думать, что вычитка десятка другого страниц из молитвослова уже делает нас достойными Причастия, и мы можем спокойно причаститься. Важно не «вычитать», а подготовиться! И молитва ко причастию из самого Последования именно с этого и начинается: «Желая вкусить, человек, Тело Владыки, в страхе приступи, чтобы не опалиться, ибо это огонь. Когда же пьешь божественную Кровь для приобщения, СПЕРВА ПРИМИРИСЬ с тебя опечалившими. Затем дерзновенно таинственной пищи вкуси.»
А после примирения принеси Богу чистую жертву молитвы: «Прежде причащения страшной жертвы, животворящего Тела Владыки, таким образом помолись со трепетом.» — И дальше следуют молитвы.
Мы должны понять, что важнейшим условием приобщения является чистота. Очиститься человеку помогает покаяние, затем приносится молитва.
Уже много раз сказано, что у каждого своя мера молитвы, поста и в целом подготовки перед Причастием. Нельзя примерять на всех одинаковые лекалы. Одному нужно не то что три дня попоститься, и прочитать три канона и Последование, а недельку другую серьезно готовиться. Для другого пост абсолютно невозможен по состоянию здоровья. Для третьего подвиг уже то, что он ПЕШКОМ пришел за несколько верст (в возрасте 87 лет).
бабушкаУ меня был случай: пришла бабушка, последний раз причащалась лет 20 назад на каком-то прадзнике, с тех пор ни разу. Спрашиваю: «Почто так, душа моя?». А она со слезами на глазах: «Неграмотная я, готовиться не умею».. Что прикажете делать? Отправить восвояси? Ведь она точно не прочитает «положенные» Каноны и Последование. Зато как она сокрушенно исповедовалась, как дай Бог нам научиться каяться. Мы договорились, что несколько молитв ей почитает соседка. Причащаться она пришла как на крыльях. Радостная такая, светлая, все стояла плакала.
Иной раз слышишь: «Батюшка, я все вычитала, попостилась сколько положено, благословите причаститься». Смотришь, а в глазах ни смысла, ни покаяния, ни благоговения. Суетится человек, на службе туда-сюда ходит, там поговорит, там спросит, там замечание кому сделает, деловая.. А в очереди к причастию стоит и так и норовит показать всем, насколько она готова.
У нас не должно быть крайностей. Иной раз человек, понимая строгость подготовки, месяцами, а то и годами отодвигает от себя это животворящее Таинство. Тем самым, сам себя отлучая от Церкви. И причина этому все же лень. Остальное — повод.
А иной раз наоборот — привыкнув, человек правило вычитывает, исповедь однообразна, в общем, совершается некий бездумный набор действий.
Должен у нас быть средний путь. Покаяние — как в последний раз. Молитва — чтоб до слез (а не до 325-й страницы). И причащаться должен христианин не реже одного раза в две недели. Крайнейший срок — раз в месяц. Не бойтесь на исповеди уточнить как следует именно Вам готовиться к Причастию. У каждого своя мера, священник поможет с этой мерой подготовки определиться. Не лишайте себя Причастия.

Август 2016
Иерей Илья Лунгу.
Настоятель прихода Преображенского храма с.Нагорье.