История

История церквей в Нагорье начинается с 17 века. Сначала в селе было две церкви: Никольская и Преображенская. Никольская церковь была построена во имя святителя Николая Чудотворца и стояла на берегу реки Меленки. В 1796 году церковь была упразднена и на ее месте устроена часовня, которая находилась там до 1923 года. Преображенская же церковь была деревянной с шатровой крышей и стояла на высоком месте в центре села.

Г.А.СпиридовВ 1785 году вотчинником Нагорья стал адмирал Григорий Андреевич Спиридов,  прославленный морской офицер. Он начал карьеру в русском флоте в 1733 году и прошел русско-турецкую войну (1735—1739), семилетнюю войну (1756—1763), русско-турецкую войну (1768—1774) , прославился в ходе Хиосского и Чесменского сражений. За разбитие и истребление турецкого флота при Чесме императрица Екатерина II пожаловала Нагорье в вечное и потомственное владение адмиралу Спиридову.

Вместо деревянной церкви Григорий Андреевич начал строительство обширного каменного храма с тремя престолами; постройка была окончена в 1787 году. Храм был назван «Преображение Спасово».

В 1795 году сын адмирала Матвей Григорьевич Спиридов пристроил с западной стороны два придела в память бывшего деревянного Никольского храма. В 1833 году в трапезной был устроен придел в Честь Казанской иконы Божьей матери, в память бывшей домовой церкви в доме Спиридова. Внутри церкви при входе в трапезную погребено тело храмосоздателя — адмирала Спиридова, также его супруги. Таким образом, новый каменный храм вобрал в себя все то, что было накоплено многими поколениями прихожан за столетия исторического развития села Нагорье.

Храм стал центром культуры не только Нагорья, но и деревень: Верхово, Меленок, Маншино, Фонинское, Огорельцево, Овчинниково, Торчинниково, Коробово, Воронкино, Родионово, Обоняково, входивших в приход этой церкви.

632-cerkov-v-sele-nagoreНовый храм с его приделами, оградой, торговыми рядами, лавками, школой, площадью и с самим селом слился в единый архитектурный ансамбль.

Архитектура храма очень интересна. Внутри он украшен крестами, иконами, живописными изображениями. Из святых икон на себя обращают внимание две иконы в серебряных ризах, лежащие на особых аналоях, с изображениями тех святых, частицы мощей которых хранятся в церкви, а именно: Апостолов Павла, Иона милостивого, святого мученика Павла и других.

Казанская икона Божьей матери в серебряном окладе с 8 аметистами, на окладе надпись: «Подобием в миру с явленного образа Пресвятая Богородица Казанская». Эта икона была принесена из бывшей домовой церкви.

Над престолом главного храма  была устроена сень на четырех столбах — колоннах, купол увенчан небольшим крестом, внутри купола живописное изображение «Господа Саваофа», с лицевой стороны сени два резных ангела, держащих корону. Подобная же сень устроена и над престолом в приделах Николы Чудотворца. Церковь была богата различными украшениями. Если посмотреть на храм снаружи, то он особенно красив был летом, в лучах заходящего солнца, когда многоярусная колокольня, будто изнутри святилась густой лазурью, белизной безукоризненно гладких стен, обрамленных сверкающей белизной колонн. Храм потрясал своим величавым и неповторимым блеском и был особенно великолепен, когда вечерний звон его колоколов властно вливался в заливистые соловьиные трели. Удивительный блеск колокольни был достигнут благодаря инженерному приему. Секрет эффекта в том, что вся кирпичная кладка колокольни была искусно облицована листовым железом, поэтому краска, которой были окрашены колонны и стены колокольни, всегда блестела и не жухла, как это неизбежно бывает на стенах, покрытых штукатуркой.

Храм 2003 г.Храм простоял до 30-ых годов 20 века. С началом образования колхозов стала распространяться новая идеология — атеизм. В Нагорье появилась организация — СВБ (союз воинствующих безбожников). Благодаря деятельности этой организации была разрушена церковь. По воспоминаниям очевидцев, в августе 1931 или 1932 года, когда взрослые и дети (школьники) были на уборке зерна, к храму подъехало несколько машин, предположительно из района. Во время грабежа была вскрыта могила Г. Спиридова. Деревянный гроб был вынесен на улицу и выброшен около ограды. Тело адмирала было похоронено рядом с другой могилой и было помечено специальной меткой. восстановление храма 2009 гПри помощи трактора срывали колокола, самый большой из них упал на крышу входа церкви и проломил ее. На шум сбежались местные старушки. Они кричали и вопили. Иконы, которые были вынесены из церкви и отданы в школьную сторожку, разбивались на доски и из этих досок делали полки для книг. Некоторые иконы удалось спасти. Участь колоколов не известна. Прах адмирала Спиридова возвращен на прежнее место в 1944 году.

В настоящее время в церкви шесть престолов. В холодной части храма находятся приделы в честь Преображения Господня, Живоначальной Троицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, теплые приделы: Храм 2015во имя святого Николая Чудотворца, Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радость», и Казанской иконы Божией Матери.

Восстановление храма началось в 1991 году, когда вся страна готовилась к празднованию 300 — летия Переславской Потешной флотилии.  2 августа 1992 года в помещении вновь открытой церкви прошла первая служба — по создателю храма адмиралу Г.А. Спиридову.

_______________________________________________________________________________________________________

Село Нагорье, при прудах и колодцах, находится в 45 верстах от уездного города и в 175 от губернского. Нагорье получило свое название от гористой местности, на которой оно расположено. Это большое торговое село, лежащее недалеко от границы Переславского уезда с Тверской губернией.В начале XVII ст. Нагорье принадлежало окольничему М. М. Замыцкому, в 1624 г. оно отписано было в государевы дворцовые села во дворец, но вскоре снова было возвращено Замыцкому. После Замыцких Нагорье принадлежало Салтыковым, от них перешло к графу Апраксину.В 1770 г. это имение куплено было императрицей Екатериной II и пожаловано адмиралу Гр. Ан. Спиридову за победу его над Турецким флотом при Чесме. В роде Спиридовых Нагорье оставалось до 1861 г.В начале XVII ст. в селе Нагорном было две церкви, как видно из писцовых книг 1628 – 29 гг.: церковь Преображение Спасово, деревянная, верх шатровый, и на погосте церковь Николы чудотворца с приделом вмц. Ирины строения вотчинника Д. А. Замыцкого.

Две церкви существовали в Нагорье почти до конца прошлого столетия. Николаевская церковь в старину называлась «Никола в Тынцах», упразднена была эта церковь в 1796 г. после постройки каменного храма, на месте ее устроена часовня, а вблизи нее расположены дома священнослужителей. Другая церковь во имя Преображения Господня существовала до 1785 г.; кем она была восстановлена из запустения, бывшего в 1628 г., сведений о том не сохранилось, но внесена она в патриаршие окладные книги 1654 г., следовательно, восстановлена незадолго до этого времени.
В 1785 г. вотчинник Нагорья адмирал Спиридов вместо деревянной церкви начал строить обширный храм каменный с тремя престолами; постройка была окончена в 1787 г. В 1795 г. к этому храму с западной стороны пристроены были еще два придела в память бывшего деревянного Никольского храма; в 1833 г. в трапезе был устроен еще престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в память бывшей домовой церкви того же имени у помещика Спиридова. ( Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в доме помещика Матвея Гр. Спиридова устроена была в 1821 г., а по смерти его в 1833 г. упразднена).

Всех престолов, таким образом, в церкви в настоящее время шесть: в холодной — в честь Преображения Господня, Живоначальной Троицы и Рождества св. Иоанна Предтечи, в приделах теплых — во имя св. Николая Чудотв., Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Казанской иконы Божией Матери. Над престолом главного храма устроена сень на 4 деревянных колоннах, купол сени увенчан небольшим крестом, внутри купола живописное изображение Господа Саваофа; с лицевой стороны сени два резных ангела, держащих корону. Подобная сень устроена и над престолом в приделе Николая чудотв. Внутри церкви при входе в трапезу погребено тело храмоздателя адмирала Спиридова и его супруги. Колокольня при церкви устроена одновременно с нею.Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами и вообще всеми украшениями церковь довольно богата. Из св. икон обращают на себя внимание: две иконы в серебряных ризах, лежащих на особых аналоях, с изображением тех святых, частицы мощей коих здесь хранятся, а именно: апост. Павла, Иоанна милостивого, св. Венедикта, Ефрема Сирина, Феофана постника, кн. Владимира, кн. Александра Невского, Андрея Боголюбского, Пимена Великого и Аммона Египетского, св. муч. Николая, Анны Кашинской, муч. Михея, ев. Марка, Леонтия Ростовского, Гурия Казанского, Димитрия Солунского, муч. Агафангела, Нила и Анфима, на ризах этих икон поставлен 1787 г.; и Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе с 8 аметистами, эта икона принесена из домовой церкви. В одном из напрестольных крестов есть также частицы св. мощей.

Ризница очень богата; в числе облачений замечательны ризы золотого глазета с оплечьем из серебряной парчи с вышитыми живописными изображениями. Плащаница венецианского бархата шита золотом и серебром.Церкви принадлежат: двухэтажный дом в церковной ограде, в котором помещается народное училище, и 17 каменных лавок с наружной стороны ограды, приносящих дохода 60 руб. в год. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала в 1580 руб. — 63 руб. 20 коп.; от земли пахотной и сенокосной 300 руб.; от служб и треб 1780 руб.; от хлебного сбора 140 руб., а всего 2284 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.Земли при церкви: усадебной 4 десятины 689 кв. саж., пахотной 101 десятина 1683 кв. саж., сенокосной 14 десятин 2203 кв. саж., под дорогами и болотами 22 десятины 57 саж., а всего 142 десятины 2232 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Кроме того, в 1862 г. помещиком Спиридовым пожертвована в пользу причта пустошь Ротынино – 21 десятина болотной земли в 12 верстах от Нагорья. Землей этой причт не пользуется.Приход состоит из села и 13 деревень, в которых по клировым ведомостям числится 1989 душ муж. пола и 2410 жен.; все православные. В Нагорье с 1871 г. существует земская народная школа.

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.

_______________________________________________________________________________________________________

Документы XVIII века из Государственного архива Ярославской области, фонд Переславской епархии (ф. 1200).